Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2»

Сквернословие в школе и не только: профилактика ненормативной лексики.

Сквернословие – проблема нашего общества, серьезность последствий которой недооценивается. Как вы поступите в ситуации, если услышите, что ребенок общается с использованием матерных слов?   Если вы делаете замечания в подобных ситуациях, то ответьте на следующий вопрос: как реагируют дети на замечания, будет ли это эффективно? А как нужно поступить, чтобы получить благоприятный результат? И что считать благоприятным результатом?

Ученики начальной школы

Если речь идет о младших школьниках, следует пресечь нежелательное поведение спокойно, но твердо. С ребенком обязательно нужно поговорить. Его надо спросить, знает ли он значение тех слов, которые употребляет. Возможно, ответ будет отрицательным, и ребенок просто повторяет за кем-то «крутые» слова. Тогда достаточно сказать, что это плохие слова, которые нельзя произносить вообще, и в школе тоже. Ругать ребенка не надо, он ни в чем не виноват. Родители должны поговорить с ребенком об этом более подробно, если у него возникают вопросы о плохих словах. Некоторые дети очень удивляются, узнав, что люди «ругаются частями тела».

В случае, если использование ненормативной лексики устойчиво присутствует в речи ребенка, разговор пойдет по другому руслу. Такой ребенок, скорее всего, знает, что означают эти слова. Ему можно сказать, что со стороны его поведение выглядит не как взрослое, а наоборот, как очень детское, как будто он только что услышал все это впервые и радостно повторяет. Потому что взрослый человек знает, когда какие слова уместно произносить, а он – нет. Далее нужно объяснить, что материться запрещено и особенно в школе, рассказать, что будет при повторном нарушении.

Средняя и старшая школа: подростки

Самое сложное – когда есть значительное количество детей, про которых можно сказать, что они не столько ругаются матом, сколько на нем разговаривают. С большой вероятностью, устанавливаемые взрослыми правила не являются для них чем-то значимым, касается ли это выбора выражений или других поведенческих проявлений. Это так называемые «дети группы риска».

Что делать обязательно нужно?

1.Удерживать взрослую позицию

Прежде всего, следует быть очень спокойными и устойчивыми. Как правило взрослые, разных слов знают больше, чем дети. Ругань не должна выбивать вас из колеи.

2.В беседах с подростками можно обсудить, что брань бывает аффективная (когда человек роняет на ногу кирпич) и паразитическая (для связи слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова-паразиты, (это самое, короче, ну, вообще и т.п.) – это неосознанное желание восполнить бедность словарного запаса. Таким образом, нецензурно выражаясь, человек указывает на собственную необразованность и низкий уровень интеллекта.

3.Устанавливать правила и санкции

Установить внятные и четкие правила поведения в школе и обществе, донести их до ребят максимально наглядным образом. Не следует ссылаться на устав школы, записанный мелким шрифтом на сайте образовательного учреждения. Лучше сформулировать четкий свод действующих правил, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Он должен включать также санкции за нарушение каждого правила. Например, внеочередное дежурство в классе, лишение экскурсии или дополнительное задание в виде подготовки доклада о природе обесцененной лексики.

Формировать и поддерживать в школе и дома, ценности уважительного, доброжелательного отношения друг к другу

Пожалуй, наиболее важным в формировании культуры общения является пример, который подают взрослые. Конечно, учителя не используют ненормативную лексику в школах, как и во многих семьях.  Но очень важно понимать, что крик, ругань, обзывательства и другие атрибуты неуважительного обращения с детьми только усиливают тенденцию использования нецензурной лексики в школах и дома. «Если вы нас не уважаете, почему мы должны уважать вас и соблюдать ваши правила?» — считает подросток, и он прав.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.